Компания Пионер Компания Пионер
г. Алматы, ул. Сарсена Аманжолова, д. 7, 050010
Пн-Пт: С 9:00 до 18:00
Cб-Вс: Выходной
г. Астана, ул. Бараева, д. 16, Блок-Б, оф-204 (БЦ "ЛИГА"), 010000
Пн-Пт: С 9:00 до 18:00
Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны
+7 (727) 225-15-48
Центральный офис в г. Алматы
+7 (747) 828-31-06
Офис в г. Астана

Автоматизация как ценз качества и гарант эффективности бизнес-процессов

04.06.2007
Статья в журнале "Эксперт Казахстан" 2007 г.

Современные форматы торговли довольно интенсивно вытесняют устаревшие. Назвать нынешнюю ситуацию ритейлинговым бумом можно с натяжкой, но значительная активизация рынка очевидна.

milhailov.jpg

antonoff.jpg

Генеральный директор компании "Пионер" 

Руководитель отдела бизнес-анализа   компании "Сервис Плюс"

Александр Михайлов 

Александр Антонов

 «Экономические показатели Казахстана весьма и весьма привлекательны для потенциальных инвесторов – средний рост ВВП в последние шесть лет в республике составляет 10%. Средний чек в алматинских супермаркетах, по оценкам местных ритейлеров и экспертов рынка, по сумме уже очень близок к московским и санкт-петербургским показателям. Вместе с ростом ВВП увеличивается платежеспособный спрос казахстанцев. При этом оборот у торговых предприятий растет быстрее, чем у рынков и индивидуальных предпринимателей – 32,3 и 1,3% соответственно. Розничная торговля в Казахстане имеет очень большой потенциал роста как по развитию форматов магазинов, так и по качеству магазиностроения и предоставляемым услугам. Рынок розничной торговли в Алматы еще далек от насыщения. По мнению специалистов, если даже в Казахстане откроются еще 5–10 сетей (неважно, местных или иностранных), места хватит всем, как в отношении потребительского спроса, так и в отношении площадей. В республике будет так же, как в других странах. Придут эмиссары иностранных компаний, будут открывать сети с раскрученными именами, с большими капиталами», – считает генеральный директор компании «Пионер» Александр Михайлов.

diagr.jpg

Уже весьма востребованы комплексные решения для управления торговлей, производством и сферой услуг на базе информационных технологий, что является основным направлением деятельности компании «Пионер», официального дилера российской компании «Сервис Плюс» в РК. Компания «Пионер» – это системный интегратор, разработчик программного обеспечения и поставщик торгового IT-оборудования, имеющий также собственный сервисный центр. Миссия компании – поставка и внедрение качественных решений на казахстанском рынке. В 2007 году компания «Пионер» наряду с другими достижениями приобрела статус официального дистрибьютора одного из мировых лидеров в производстве POS оборудования – всемирно известной торговой марки Posiflex, и предлагает всю линейку оборудования Posiflex на рынке Казахстана.

Недавно она совместно с компанией «Сервис Плюс» провела в Алматы конференцию «Эффективные технологии в розничной торговле». О программных решениях для розничной торговли, стратегиях на рынке и линейке программных продуктов СУПЕРМАГ рассказывает руководитель отдела бизнесанализа компании «Сервис Плюс» Александр Антонов.

– Почему неизбежен переход торговли и сферы обслуживания к сетевому формату? В чем его преимущество?

 – Переход к сетевому формату – неизбежная закономерность, и это подтверждается мировым опытом и логическими выводами. Больше заработает тот, кто затратит как можно меньше собственных средств, тот, кому дешевле будет обходиться норма-час. Таких результатов можно достичь за счет больших объемов продаж и внедрения инновационных технологий. А это под силу только сетям.

 – Что произойдет с одинокими магазинами?

– Они либо превратятся в сети, либо попадут в эти сети по своей воле или не по своей, либо останутся таковыми и будут использовать сетевые технологии, как это происходит в Европе за счет кооперации. Ожидать можно следующего: а) прихода сетей и преобразования одиноких магазинов в сети; б) преобразования сетей, которые сейчас есть, в технологичные сети по образу западных сетей, с них берется пример и они гораздо успешнее, чем наши.

Рано или поздно торговые компании все равно к этому придут. Вопрос только: рано или поздно? Я думаю, что сроки здесь разные, учитывая, что территории большие и никто не охватывал их сетями.

– Есть ли у нас сети? И что, собственно, можно называть сетью?

– В России 22% товарооборота дают сети. Остальное – одинокие магазины, неорганизованная розничная торговля и прочее. Это говорит о том, что рынок сетей пуст. И он будет пополняться и пополняться. Являются ли сети, которые у нас есть, действительно Руководитель отдела бизнес-анализа компании «Сервис Плюс» Александр Антонов сетями? Существует расхожая шутка, что в России нет сетей, а есть недвижимость, оформленная на одно лицо. Это на самом деле так. И сетями эти так называемые сети не являются. Сеть – это технологии, единый стандарт и тиражирование. Есть такое выражение: фактические успехи не исправляют стратегических просчетов. Сети, которые существуют, пытаются копировать иностранный опыт внешне (вывески, бренды, проведение акций), не затрагивая сути и не копируя технологий. Да и скопировать их нельзя, нужно создавать свои, используя опыт торговли. Определению формата сети стали придавать большое значение: мало обозначить форматную принадлежность своей сети, требуется еще и соответствовать ей во всех аспектах. Это и ассортимент, и ценовая ниша, и география объекта, и уровень сервиса, и размеры торговых площадей.

 – Что такое технология розничного бизнеса и как она связана с автоматизацией?

– Связана она напрямую. Любая технология должна быть оцифрована. Сейчас сети закупают программное обеспечение, пытаются автоматизироваться. Но не всегда успешно. Почему? Можно автоматизировать только четкий и понятный бизнес-процесс. А любой бизнес-процесс должен заканчиваться принятием управленческого решения, которое должно быть представлено в форме 1;0 (да; нет). Если он к этому не приходит, значит, это не бизнес-процесс, и его нужно исключить из торговли. И в этом смысле автоматизация может быть неким цензом, проверкой качества бизнес-процессов. Успешной она будет только тогда, когда описание и оптимизация процессов придут к достаточному качеству.

– Кто ваши клиенты? И какие услуги вы им предлагаете?

– Торговая система СуперМаг® – надежная, проверенная работой в сотнях торговых сетей России и стран ближнего зарубежья (Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Молдавия, Украина), основа комплексного решения для автоматизации современных предприятий розничной торговли. Нашими клиентами являются крупные международные и российские сети. Это достаточно известные имена – «Ашан», «Седьмой континент» «Перекресток», «Икея».

Кому-то мы предлагаем комплексные решения, а кому-то только услуги локализации принятых стандартов международных программных решений в России, кому-то только оборудование. Везде присутствуем весьма солидно. Интерес общения с такими клиентами не только коммерческий, но и познавательный. Поскольку, развивая собственные программные решения, концентрируем знания всех наших клиентов, начиная от маленьких магазинчиков, одиноко стоящих в суровой степи, и заканчивая крупными сетями.

То, чем мы занимаемся – предложение комплексного решения, в которое входит оборудование, достаточно большая продуктовая линейка, программное обеспечение и, собственно, то, без чего невозможно жить и за чем будущее – услуги сервиса. Переход от чисто ритейлерских решений к полным решениям, которые предусматривают совместную работу наших софтов с другими программными продуктами, обеспечивающими потребности в финансовой и кадровой, аналитической части.

Написание софтов – работа достаточно сложная, но не потому, что тяжело писать код. Код написать сейчас достаточно легко. Качество программных продуктов растет с каждым годом за счет улучшения технологической базы. Проблема – в познании предметной области, которую нельзя форсировать. Это поступательный и длительный процесс, и здесь интересен накопленный опыт. Гораздо эффективнее использовать различные софты, предназначенные для тех или иных предметных областей, которые много лет создавались специализированным разработчиком, имеющим в этой области серьезную квалификацию. Одна и та же задача не должна решаться двумя софтами одновременно. Они не должны дублировать решение задач. Распределение бизнес-задач между предметными софтами – великое искусство. Мы стараемся им овладеть. Наши клиенты рассматривались не по объему закупок, не по количеству купленных касс и весов, а с этой точки зрения. Им удается в своей работе сочетать различные софты, и в этом мы им помогли.

– Какие задачи в розничном бизнесе вы помогаете решать вашим клиентам?

– Можно выделить следующие типовые бизнес-задачи: управление, логистика, торговля, маркетинг, лояльность покупателей и технические задачи управления оборудованием. Торговая система СуперМаг® относится к классу систем управления товародвижением, основное назначение которой – взять на себя управление базовыми функциями торговой сети и закрыть все проблемы, связанные с основным своим объектом управления – товаром. По приходам от поставщика и поставкам с распределительного центра, по заказам поставщику и складским требованиям, по продажам в розницу и мелким оптом Сash&Carry, по списаниям и возвратам, по инвентаризациям и производству, по ценообразованию и маркетингу, по поддержке ассортиментной номенклатуры различных форматов магазинов. Для интеграции с системами бухгалтерского учета «1С», «Парус», «БЭСТ» и др. используется специализированный модуль выгрузки данных из торговой системы. Для интеграции с системами управления предприятием ERP, например Microsoft Dynamics AX, «SAP R3», «1С», используется универсальный протокол обмена данными, применяемый и внутри самой торговой системы в формате структурированного текста XML для файлов обмена данными. Торговая система СуперМаг® входит в состав комплексного решения в уже реализованных проектах с ERP Microsoft Dynamics AX «АДА» в Азербайджане, с ERP «Манхеттен» в «Табер Трейд» в Москве, с ERP «SAP R3» в проекте «Бананамама» в Москве. Для интеграции с системой управления складским хозяйством WMS «WarehouseExpert» компании Swisslog также используется XML формат обмена данными. СуперМаг® также входит в состав комплексного решения с WMS «WarehouseExpert» в уже реализованном проекте «АМИК» в Иркутске. Для обеспечения надежности торговая система реализована в виде многоуровневого распределенного решения. Первый уровень – «фронт-офис» используется для управления торговым залом магазина. Представляет собой клиент-серверное решение на платформе OC Linux на кассе магазина и MS Windows на сервере магазина, использует в качестве хранилища данных современную БД MySQL. Второй уровень — «бэк-офис» используется для управления магазином и складом магазина. Представляет собой клиент-серверное решение на платформе OC MS Windows на сервере и на рабочих станциях, использует в качестве хранилища данных современную промышленную БД Oracle, официальная лицензия Oracle Database на бесплатное использование которой в составе решения СуперМаг® штатно входит в поставку торговой системы. Третий уровень — «центральный офис» используется для управления товародвижением сети в целом, а также любым ее объектом в отдельности. Представляет собой клиентсерверное решение, использует в качестве хранилища данных БД Oracle, способную обрабатывать сотни гигабайт информации крупного торгового холдинга. Для поддержания распределенной структуры данных торговой системы используется уникальный по своим функциональным возможностям сервисный почтовый уровень, работающий с любыми каналами связи от выделенного до модемного и любыми известными на сегодня параметрами транспортного уровня – прямого файлового обмена, FTP или e-mail. Данный уровень торговой системы позволяет вести распределенную БД, централизовать или децентрализовать ввод данных во многие справочники, обеспечивает полноту и непротиворечивость данных, распределенных по объектам сети. Торговая система относится к классу систем с закрытым кодом, что позволяет обеспечить надежность ее исполняемого кода для конечного пользователя. В то же время система использует открытую структуру БД, что дает пользователю неограниченные возможности по разработке собственных отчетов, печатных форм документов, ценников и этикеток. Кроме того, система позволяет любому объекту учета назначать любые дополнительные характеристики, будь то элемент справочника, карточки товаров или контрагенты.